Основания замены административного штрафа на предупреждение в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства

18 февраля, 10:56

Картинка взята в сети Интернет

           Томская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

           В ряде случаев данный вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи особенной части КоАП РФ.

           К примеру, в соответствии со статьёй 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечёт назначение административного наказания в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от  пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

          При этом часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ предусматривает, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу или его работникам на предупреждение в соответствии со статьёй 4.1.1 КоАП РФ.

          Для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ должен быть соблюдён ряд общих и специальных условий.

          В первую очередь, необходимо соблюдение общих оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения, оговоренных в статье 3.4 КоАП РФ, как то:

           - административное правонарушение должно быть совершено впервые.

          Правонарушение считается совершённым впервые и в том случае, если истёк срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 № 303-АД18-5207 по делу № А04-6879/2017).

          В соответствии со статьёй 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (например, с даты оплаты административного штрафа).

           - необходимо отсутствие ряда юридически значимых обстоятельств, в частности: причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также необходимо констатировать отсутствие имущественного ущерба, причинённого административным правонарушением.

          Помимо изложенного,  необходимо выполнение специальных критериев, установленных статьёй 4.1.1 КоАП РФ:

          -  правонарушение должно быть совершено субъектом малого или среднего предпринимательства или его работником. Сведения об организации или предпринимателе подлежат включению в реестр (https://ofd.nalog.ru/). Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства установлены частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ                            «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

          -  невозможна замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение за ряд правонарушений в области связи и информации, в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, правонарушений против порядка управления.

          Так, в силу части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ не может быть назначено предупреждение в случае совершения правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

          - правонарушение должно быть выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.          

           На практике понятие государственного и муниципального контроля толкуется расширительно, в него включаются: плановые и внеплановые проверки, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», контрольные мероприятия, проводимые без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, административные расследования, проводимые в порядке, предусмотренном статьёй 28.7 КоАП РФ, и проводимые органами прокуратуры проверки в рамках Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Опубликовано:2020-02-18 10:56 | Обновлено:2020-02-18 11:00
    Комментариев нет.

Комментирование доступно авторизованным пользователям, Войти